Белые "пятна" истории ЛВИ
Глава из книги:
ИЗ ИСТОРИИ ВЕТЕРИНАРИИ (ЛВИ: ДОКУМЕНТЫ, ФАКТЫ, РАЗМЫШЛЕНИЯ)
Авторы ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА,
ветеринарный врач, доцент Воробьев В.В., к.б.н.
и старший преподаватель кафедры ветеринарно-санитарной экспертизы
Государственной Академии Ветеринарной Медицины СПб Воевода Н.И., к.в.н.
История - не просто люди, связанные цепью событий. История - это библия вечности, которую пишут сами люди (52). Кто обращается к прошлому, старому с целью его изучения, осмысления способен лучше видеть новое, прогрессивное. Именно этим дорого нам наследие ректоров, на плечи которых возложена самая большая доля ответственности за судьбы людей, судьбу коллектива. Изучая историю института, лучше понимаешь, что осмыслить прошлое лучше спустя десятилетия, с большой временной дистанцией. На расстоянии прошлое видится глубже, основательнее, вернее. Но, все-таки понять полностью историю, тем более переписать ее, нельзя. Почему, например, никто раньше даже не пытался написать что-то хорошее о ректорах, от которых очень многое зависит в судьбе каждого сотрудника академии. Видимо браться за такую тему никто не хотел. Почему?
Все выпускники ЛВИ имеют свою производственную судьбу, часто непростую; не все они, видимо, довольны избранной профессией, многие к сожалению не нашли себя в полученной специальности. В процессе работы по этой теме нам хотелось выяснить, что же делали руководители ВУЗа за прошедший исторический период для поднятия авторитета своего учебного заведения, для совершенствования учебных программ и производственных практик, повышения престижности специальности. Всем выпускникам, безусловно, хочется видеть свою alma mater авторитетным и привилегированным заведением, гордиться им. Но для этого должны быть основания. Очень важно не растерять правду памяти, объективно со дня сегодняшнего взглянуть на учителей наших учителей, уточнить, чем они отличались от нынешнего поколения ветеринарных врачей, велик ли шаг научно-технического прогресса в ветеринарии? Следуем ли мы советам старших, правильно ли избрана дорога совершенствования ветеринарного образования в Петербурге? Есть ли ответы на эти вопросы?
К сожалению, в истории Ленинградского ветеринарного института много пробелов и «белых пятен». Великая Отечественная война 1941-1945 гг., эвакуация института в город Пржевальск Киргизской ССР, разрушенные войной здания, а кое-где и небрежность должностных лиц, ответственных за архивы, не позволили сохранить все, что надо бы нам знать о своей истории. Бурный послереволюционный период тоже не был идеальным для сохранения архивных материалов и документов. Сыграли свою роль присущие нашему обществу небрежность в работе, неуважение к старшему поколению, пренебрежительное отношение к истории, когда собственное «Я» необоснованно заслоняет Учителя, Коллегу, Товарища. У каждого человека свое видение проблем истории ветеринарии. Изменить прошлое нельзя. Туда можно вернуться только мысленно. Нужна историческая дистанция для рассмотрения прошлого, для его осмысления, для понимания прошедших решений, не все видно сразу, в упор. Надо постоять, подождать, подумать.
Эта публикация - не последнее исследование по истории ЛВИ. История неисчерпаема, так как будущие исследователи по-новому взглянут на свое прошлое, наши действия, решения, результаты работы. Память о ней будет разная, своя у каждого нового автора, у каждого нового поколения исследователей, которые займутся этой темой. Важно при этом, чтобы правда истории не была потеряна, искажена, а была объективно осмыслена. Все это архиважно для Петербурга - родины ветеринарного образования в России, которую надо беречь, приумножать, неустанно искать пути повышения престижности ветеринарного образования. Отвоевать лидерство от Петербурга, не заметить его исторической роли в организации ветеринарного образования находятся изредка желающие. Именно здесь, в столице Российской Империи, появилась первая необходимость в развитии многих наук, в том числе и в развитии ветеринарии в послереволюционный период. Старшее поколение пережило и очень трудные времена, когда точки зрения многих прогрессивных профессоров затушевывались, не замечались во имя должностных лиц, создавших в последствии культ личности в центре и на местах, когда в наши коллективы пришла классовая борьба выросшая на базе тотальной критики и самокритики, всеобщей подозрительности, которые принесли в коллектив раздор и разногласия, а в последствии и массовые репрессии людей.
Интересно и другое: Как разные поколения ветеринарных врачей - руководителей института относились к обязанностям ректора и проректора, начиная от потомственного дворянина И.А.Качинского до тверского крестьянина-бедняка И.А.Бочарова, от воспитанников семей религиозного культа А.В.Синева и Д.С.Руженцева до ярого большевика М.В.Матвеева, репрессированного в 1937 году? Но мы должны быть объективны к истории ветеринарии и обязаны сказать, что наши предшественники сделали очень и очень многое. Они, первые ректоры, нашли доводы и убедили ветеринарную общественность, руководство страны в необходимости создания высшей ветеринарной школы в Петербурге и она была создана через 36 лет после ликвидации ветеринарного отделения медико-хирургической академии, благодаря титаническим усилиям В.Л.Якимова, И.А.Качинского. Затем, по существу на пустом месте, создана материально-техническая база высшего учебного ветеринарного заведения, все было подготовлено для нормальной учебной и научной работы. Отремонтированы здания, созданы кафедры, подобран профессорско-преподавательский состав, стали активно работать клиники института, другие учебно-вспомогательные учреждения (И.А.Качинский, В.В.Конге, М.В.Матвеев). Построенные и отремонтированные в те годы здания используются академией ветеринарной медицины до сих пор, по существу без капитальной реконструкции и без нового строительства. Достаточно быстро удалось сформировать квалифицированный профессорско-преподавательский состав, т.к. Санкт-Петербург имел хорошую научную школу, в которой в достатке были медицинские врачи, биологи, ветеринарные специалисты лаборатории МВД. Поэтому авторитет Ленинградского ветеринарного института с первых дней создания постоянно возрастал и был достаточно высок все годы. Довоенные ректоры заслуживают самого глубокого уважения выпускников ЛВИ, всей ветеринарной общественности за тот большой труд, который они вложили в становление и развитие института. Это был период настоящего расцвета alma mater.
История с годами тает, исчезает, уменьшается, уходит в «небытие», если ее не изучать, не сохранять, не осмысливать, если не «сидеть в архивах», как советовал академик РАН Д.С.Лихачев. Прошлое необходимо для совершенствования настоящего. К сожалению, пока никто из профессоров или доцентов нашей академии не написал мемуары, в которых была бы изложена личная точка зрения автора на историю ветеринарии в Петербурге. Это еще впереди.
Только К.И.Скрябин, видимо, самый выдающийся представитель ветеринарной профессии, очень недолгое время работавший в Ленинградском ветеринарном институте заведующим кафедрой паразитологии, оставил нам в наследство прекрасную книгу «Моя жизнь в науке» (53). Однако там он почти ничего не рассказал о Ленинградском ветеринарном институте. Все это увеличивает пробелы в истории ЛВИ. К сожалению, интересы этого талантливого ветеринарного врача прошли мимо Ленинградского учебного заведения. Ранее мы уже говорили, что анализ работы ректоров, результаты их работы почти не изучены и попыток к этому пока не предпринималось. Мало того, сохранившиеся архивные документы в исторических архивах Петербурга частично рассмотренные нами в последние годы, раньше вообще не читались ветеринарными специалистами. В этом мы убедились просматривая листы ознакомления с архивными делами посетителями архивов, в которых не встретили ни одной знакомой фамилии преподавателей Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины.
Работы впереди еще много. Имеющуюся историю следовало бы сберечь. А это не всегда получается. Ввиду сложившихся тяжелейших экономических условий в Академии ветеринарной медицины празднование 75-летнего юбилея прошло более чем скромно. Пожалуй единственным значимым мероприятием, посвященным юбилею, был доклад заведующего кафедрой физиологии сельскохозяйственных животных, заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора А.К.Кузнецова, на очередной научной конференции профессорско-преподавательского состава, научных работников и аспирантов, блестящий по анализу истории института, насыщенный многими важными деталями, как очевидца этой истории, старейшего работника и выпускника института. Однако, по предложению авторитетного участника конференции, высказавшего, к сожалению, мнение о нецелесообразности его публикации, доклад не появился даже в трудах конференции. Это конечно серьезная ошибка руководства института, всех нас, которую исправить теперь нельзя, о ней можно только сожалеть. Однако не все с такой небрежностью относятся к нашей истории. Например, профессор Г.Г.Воккен, заведующий кафедрой радиологии института, вошедший в историю института своим бесценным подарком.
Продолжение следует. Администрация сайта. 2008г.
В тему