Заботы ректора.

Авторы ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА,
ветеринарный врач, доцент Воробьев В.В., к.б.н.
и старший преподаватель кафедры ветеринарно-санитарной экспертизы,
Санкт-Петербургской Государственной Академии Ветеринарной Медицины доцент Воевода Нина Ивановна, к.в.н.

А жизнь шла дальше, ректора одолевали проблемы дисциплины и текущие хозяйственные дела. Коллектив студентов и преподавателей постоянно требовали внимания ректора. Приведем заботы ректора нескольких дней декабря 1929 года, пройдясь по страницам газеты "Ветвузовец". На практических занятиях по биохимии часто слышишь недовольство студентов по поводу распространяемого кроликами запаха, которые находятся тут же в лаборатории. Это противоречит элементарным требованиям гигиены. Нужно позаботиться о другом помещении для содержания кроликов, так как заниматься в спертом воздухе вредно для здоровья. Но другого помещения пока нет. Ждут решения ректора. В спортзале нет водопровода и умывальника. Студентам после занятий физкультурой приходиться идти в столовую или на практические занятия с грязными руками. Служительница воду для мытья полов носит со второго этажа. Кроме того, нет плевательницы. "Плюй, сколько пожелаешь, на пол и стены". Хозчасти института надо бы позаботиться о приобретении плевательниц и провести в спортзал водопровод. Однако этого до сих пор сделать не удалось, все ждут вмешательства ректора. Служительница кафедры паразитологии работает в комнате без печи, с холодным каменным полом. Босая моет пол холодной водой. Из года в год, каждый день заявляет заведующему кафедрой: - "Нельзя, профессор, в таких условиях работать, я ведь не железная, заболею". Что же профессору остается делать? Не раз писал заявление в правление Института, предлагал даже сам поставить печь! Печь поставить не разрешают, сами не ставят, и комната стоит по-прежнему холодная, служительница ноет изо дня в день, ежась от холода, получает насморк. Охрана труда, посмотрела, согласилась и ушла. Что же дальше? Дальше - опять забота ректора (123). Опоздания. Количество опаздывающих на занятия в институт велико. На каждый курс, в среднем, приходится по 30 человек ежедневно. Причины, в основном, неуважительные. Институт испытывает недостаток помещений. Когда в расписании занятия по "основам земледелия" или немецкому языку, студенты и преподаватели разыскивают свободные помещения для занятий, из-за чего они начинаются с опозданием на 30 мин. и более. Из-за неявки преподавателей происходят срывы занятий II курса. Преподаватель физкультуры систематически пропускает занятия. Ассистент кафедры зоотехнии не пришел на занятия к студентам. Обострялась классовая борьба. Газета дает два примера чуждых элементов. Юревич - сын пристава, проучился в нашем институте 3 года, скрыл свое происхождение, недавно исключен из института. Кунтуков - сын речного городового, обманувший правление Рабфака и исключенный оттуда за сокрытие социального происхождения (124). Дисциплина ужесточалась. Дошло дело до наказания заведующих кафедрами. На заседании правления под председательством В.В.Конге слушали вопрос о самовольном вызове Н.И.Шохором из отпуска на работу служительницы. Правление постановило: Заведующему кафедрой прозектору Шохору за нарушение трудовой дисциплины, выразившейся в самовольном вызове из отпуска сотрудника и демонстративное нежелание исполнять распоряжение администрации объявить выговор с сообщением в секцию научных сотрудников, которую он сам и возглавляет. Правление обязало Шохора "немедленно освободить служительницу от работы для завершения отпуска". Не менее важным вопросом, прямо кричащим, была дисциплина преподавателей. Какие меры надо было принимать ректору, если опаздывание носило массовый характер. Вот несколько примеров: в I-м полугодии 1929 года преподаватель политэкономии Сапко пропустил девять занятий; преподаватель зоологии Бутнинг - четыре занятия; преподаватель латинского языка Экман - три; преподаватель Чагин - политические дисциплины - три. Кроме того, три преподавателя пропустили по два занятия и четыре по одному занятию. "Что же будет к концу учебного года?" - спрашивает автор сообщения. С пропусками нужно повести решительную борьбу и не оплачивать прогулы, как это и указано Госфинконтролем. Газета вновь апеллирует к ректору. Помочь ректору было призвано активное решение центра. По распоряжению Главпрофобра № 310080 от 9 декабря 1929 года в высших учебных заведениях введено единоначалие, которым вместо правлений введены коллегии при директорах ВУЗов. Распоряжение ГПФ рассматривалось на заседании правления института, которое и явилось последним. Со стороны членов правления ЛВИ распоряжение встретило полное одобрение. Прежней, расплывчатой ответственности за состояние учебного заведения положен конец. Одновременно возлагается больше ответственности на членов коллегии, на административный аппарат за выполняемую работу (125). Такое решение Главпрофобра помогло директору и оказалось достаточно жизненным. Единоначалие действует до сих пор, то есть в течение более 70 лет. А вопросы, которые надо решать ректору, возникали каждый день и каждый час, и все новые.

В тему

  • А жизнь шла вперед
  • Организационные перемены
  • Начало трудового пути в институте Владимира Владимировича Конге.
  • Единоначалие в руководстве
  • Постановлением Совнаркома
  • Из истории создания ветеринарного института
  • В 1921 г.
  • Значительные события.
  • Первый ректор
  • Неизученная тема