Цистицеркоз крупного рогатого скота, северных оленей и свиней. Цистицеркозы (финнозы) – болезни крупного рогатого скота (зебу, буйволов, яков, северных оленей) и свиней (кабанов), вызываемые личинками (цистицерками, финнами) ленточных гельминтов (цепней), паразитирующих в половозрелой стадии только в кишечнике человека. Мышцы свиней, кабанов, реже собак и человека поражаются личинками (цистицерками целлюлозными) цестоды Тениа солиум (свиной цепень), а мышцы крупного рогатого скота, зебу, буйволов и яков – личинками (цистицерками бовисными) цестоды Тениаринхус сагинатус (бычий цепень). Кроме мышц, цистицерками бовисными могут поражаться подкожная клетчатка, жировая ткань, печень, легкие, сердце, а цистицерками целлюлозными – мозг, глаза и другие органы и ткани. У северных оленей всех возрастов цистицерки бовисные до инвазионной стадии (способные вызывать заражение человека) развиваются под оболочками головного мозга. В мышцах оленей цистицерки до инвазионной стадии не развиваются.
В ветеринарном институте ректора и проректоров избирали отдельно студенты, отдельно преподаватели и отдельно профессора, т. е. было избрание по куриям, так назывались тогда эти группы людей. Новая система управления ВУЗами только складывалась. Надо было организовать учебный процесс в новых условиях, учитывая множество новых особенностей во взаимоотношениях с властями, на основании новых документов, которые иногда были достаточно противоречивыми. Это требовало высокой квалификации, разумной дипломатичности членов правления института, его ректора. Иосиф Адамович Качинский – ректор института, избранный после добровольного ухода с должности из-за болезни первого ректора В.Л.Якимова – был очень подготовленный руководитель, с богатейшим опытом административной и производственной ветеринарной работы. В свое время он занимал должность помощника начальника ветеринарного управления МВД России, и длительное время исполнял обязанности начальника. Но Иосиф Адамович понимал, что у него не хватает конкретных знаний по организации учебного процесса и воспитанию молодежи, так как преподавателем ВУЗа он никогда не работал. Сразу избран ректором, а затем заведующим кафедрой эпизоотологии (95).
В августе 1918 г. привычное течение учебно-академической жизни высшей школы, было буквально ошеломлено декретом Совета Народных Комиссаров от 2 августа «О правилах приема в высшее учебное заведение РСФСР» и постановлением о преимущественном приеме представителей пролетариата и беднейшего крестьянства, подписанные В.И.Лениным (91). Декрет гласил: «Каждое лицо, независимо от гражданства и пола, достигшее 16 лет, может вступить в число слушателей любого высшего учебного заведения без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы». За попытку требовать аттестат или устраивать вступительные экзамены все ответственные лица подлежали суду военного трибунала. Для неподготовленных абитуриентов предлагалось открыть подготовительные курсы. В основе этих решений лежала, безусловно, благородная идея решительно демократизировать высшее образование. Но на деле эти указания привели к дезорганизации учебной жизни в высшей школе. В июне 1918 г. видный в то время большевик профессор Д.И.Лещенко, работавший секретарем Наркомпроса Северной области поднял вопрос об упразднении профессорских званий.
В октябре 1918 г. состоялась широкая мобилизация в Красную Армию крестьян Петроградской губернии. Систематические мобилизации сельского населения, проводившиеся в 1918-1919 гг. негативно отразились на жизни села, подрывали его материальную базу. Только за один месяц – апрель 1919 г. в Красную Армию было призвано из губернии более 13 тысяч человек, изъято из крестьянских хозяйств для нужд фронта почти шесть тысяч лошадей, а также упряжек, седел, повозок, без которых сильно затруднены были сельскохозяйственные работы. В начале 1919 г. военно-политическое положение Петроградской губернии еще больше осложнилось. На территории Прибалтийских государств развернулось формирование русских белогвардейских соединений, готовившихся к наступлению на Советскую Республику совместно с бело-финскими частями. Позже в нескольких уездах губернии фактически было введено военное положение, согласно которому военные власти получили право привлекать для своих нужд и ведения оборонительных работ все гражданское население без каких-либо ограничений. В мае 1919 г. белые начали наступление на Петроград. Их замысел состоял в том, чтобы окружить и захватить город. Под Петроград срочно были переброшены войска с других фронтов. К концу октября Красная армия разгромила «белых» на ближних подступах к Петрограду. Начался окончательный разгром Северо-западной белой армии.
Возбудитель пироплазмоза собак – Piroplasma canis впервые открыт в Италии в 1895 г., затем и в других странах. В России болезнь впервые диагностирована В.Л.Якимовым в 1908 г. Встречается болезнь во всех частях света, на территории бывшего СССР – на Украине, Кавказе, Урале, в областях и республиках средней полосы России. Чаще болеют и гибнут охотничьи (промысловые) собаки. В последние годы участились случаи заболевания собак пироплазмозом. В отдельных регионах России заболеваемость и летальность их от пироплазмоза в 5-10 раз выше, чем от других заразных болезней. Вспышки этого заболевания связаны с увеличением численности иксодовых клещей, являющихся основными переносчиками Piroplasma canis. К пироплазмозу восприимчивы все породы собак, независимо от возраста. Тяжелое течение болезни с летальным исходом чаще отмечают у чистопородных животных и щенков. К пироплазмозу собак восприимчивы также енотовидные собаки, уссурийские еноты и серебристо-черные лисицы.
Первые исследования по изучению пироплазмоза и бабезиоза свиней сделаны русскими учеными Ковалевским и Дементьевым, описавшим признаки болезни в 1911 г. на Украине. В 1914 г. Траутманн установил пироплазмоз свиней в восточной Африке. В честь его исследований назван возбудитель болезни Piroplasma trautmanni. В бывшем СССР болезнь регистрировалась на Украине, Северном Кавказе, Азербайджане, а также встречается во многих странах Европы, восточной Африке.
Владимир Владимирович Конге по праву принадлежит к тем руководителям ветеринарного института, который был связан с ним всю жизнь. Он начал работать в институте практически с момента его основания, а в должности ректора стал работать с сентября 1923 г. после увольнения И.А.Качинского и исполнял эти обязанности до 1 февраля 1931 г. Вместо него на должность ректора был рекомендован Московским райкомом партии В.Гилис. В.В.Конге прошел вместе с ветеринарным институтом самый неустойчивый и очень ответственный период его становления, когда все надо было начинать с начала, с «чистого листа». Главный вопрос того времени – создание материально-технической базы ВУЗа для организации учебного и научного процессов. Следовало приложить серьезные усилия, чтобы получить от властей города приличное помещение для размещения двухфакультетного института. Занятия в то время временно проводились в аудиториях медицинского факультета второго Петроградского государственного университета.
Туши и внутренние органы при отсутствии желтушного окрашивания и дегенеративного изменения выпускают без ограничений. При желтушном окрашивании всех тканей туши, не исчезающем в течение двух суток, тушу направляют на утилизацию. При исчезновении желтушного окрашивания в течение двух суток, тушу выпускают в зависимости от результатов бактериологического исследования.
А где же готовят в России таких конкурентоспособных специалистов, способных управленцев? По мнению еженедельника «Аргументы и факты», сегодня самыми авторитетными ВУЗами России являются государственные ВУЗы. В основном, московские. Газета считает, что работодатели отдают предпочтение выпускникам Финансовой академии управления им.Плеханова, Государственной академии управления им.С.Орджоникидзе, Юридической академии, экономическим факультетом МГУ и других гуманитарных и технических ВУЗов (61). Однако, это точка зрения всего лишь газеты. В России она пока, видимо, верна, а вот в Германии – нет. Массовый опрос немецких школьников-старшеклассников, проведенный мюнхенским еженедельником «Фокус», показал, что наибольшей популярностью у юношей в ФРГ сегодня пользуется профессия…футболиста, а у девушек – профессия врача-ветеринара. У юношей отмечается резкое падения престижа таких профессий, как политик, юрист, архитектор, а у девушек снизился интерес к профессиям фотомодели и актрисы, которые сейчас менее популярны, чем профессия учительницы или полицейской (62).
Результаты работы студентов Академии ветеринарной медицины, их будущая работа во многом зависят от учителя. Очень важно кто учит, каков его личный производственный и преподавательский стаж, научный потенциал, жизненный опыт. Личностные характеристики учителя также важны, как и то, чему он учит и как учит. Программа обучения утверждена стандартная, а личность учителя всегда индивидуальна. И важно, на что учителя нацеливают наших выпускников. Для работы в науке нужны учителя-профессора, ученые, а для работы на производстве нужны учителя-производственники. Очень желательно чтобы учитель-профессор, доцент, преподаватель имел успешный опыт производственной деятельности, в том числе занимал высокие административные должности, имел необходимый жизненный опыт. Важно бережно сохранять среди преподавателей лиц имеющих опыт производственной работы в сельском хозяйстве.